Этот метод пришел в Англию, а теперь уже и к нам из классического китайского сада, планировка которого похожа на планировку жилого дома. Замкнутые дворики и тенистые уголки — подобие жилых помещений, европеец сказал бы «анфилада комнат» — «зеленые комнаты», которые перетекают друг в друга. Основная задача при создании сада по методу зеленых комнат — проектирование уединенных, замкнутых пространств. Границы между комнатами могут создавать не только высокие живые изгороди, но и садовые экраны, увитые лианами, древесно-кустарниковые группы, миксбордеры. По какому принципу сад разбивается на комнаты? Это может быть принцип функциональных зон (зона отдыха, парадная входная зона, огород, коллекционные грядки, баня с водоемом. и зоной отдыха и др.), можно делить сад и по цветовому решению (белый сад, зеленый, пурпурный и т. д.), по освещенности (солнечная поляна, водный сад, теневой сад и др.), исходя из «растительных» или дизайнерских предпочтений (хостовая тропинка, теневой уголок с коллекцией папоротников, вересковый сад, гравийный сад и др.).
Проект № 1
. Метод зеленых комнат мы рассмотрим на примере одного сада. В первую из анфилады зеленых комнат мы попадаем, войдя в калитку. Вход в сад дает первое и главное представление о нем, из калитки должен открываться красивый вид. В данном проекте калитка расположена с южной стороны участка. Рядом с ней внутри участка я всегда оставляю несколько растений валерианы, которая рассевается тут самосевом. И когда в летний жаркий день открываешь калитку и входишь в сад, тебя окутывает ее сладковатый запах. Это знак, что граница пройдена, ты — в саду.
Дом расположен недалеко от калитки, слева от него — длинный (15 м) и узкий (1,2 м) теневой цветник. Ох, и намучилась я с ним из-за его длины и формы, пока не было найдено решение — изменить скучный прямой край, ограниченный бордюрным камнем, на красивую плавную линию, сделанную с помощью гравия. Получилось замечательно! Здесь размещено много теневыносливых многолетников с выразительной листвой, хвойных и листопадных кустарников и, конечно, лиан. Забор украшают жимолости, каприфоль и вьющаяся, кирказон, княжики, девичий виноград, вьющийся аконит.
Между домом и забором — еще один теневыносливый цветник с дорожкой посередине. Тень здесь густая от старых, любимых мною елок, которые были принесены из леса и посажены более 50 лет назад. Солнечные лучи попадают сюда только до 11 часов утра, но этого достаточно для того, чтобы здесь благоденствовали калужницы, папоротники, астильбы, медуницы, купальницы, можжевельники, лилейники, чемерицы и хосты. В конце этого теневого садика — белая скамья.
Любимые мною англичане и не менее обожаемые китайцы часто используют в саду растения в контейнерах. Мне это тоже очень интересно. Подвесные корзины парят в воздухе, подвешенные на крыльце и на деревьях, большие керамические и пластиковые горшки стоят на земле. Больше всего их около входа в дом и на патио. В контейнерах растут и многолетники, и однолетники, даже кустарники, например карликовые елочки и почвопокровные розы.
Китайцы считают, что прогулка по саду должна осуществляться по определенному маршруту, идя по которому мы открываем один красивый вид за другим. Совершим такую прогулку по моему саду.
Из калитки виден край подпорной стенки. Сейчас ее история кажется забавной: когда построили дом, получился перепад высот около 50 см. Раньше о том, что участок с уклоном, почему-то не подумали. И, как всегда в трудную минуту, нашлось правильное решение: надо строить подпорную стенку. Сначала построили ее из кирпича, оставшегося от строительства дома, который через два года просто раскрошился. Это теперь я знаю, что иначе и быть не могло, а тогда — просто трагедия. Новую стенку «построили» из булыжника, других материалов тогда не было, но смотрится она неплохо, хотя сейчас я бы сделала ее из плитняка. Раньше то, что подпирала стенка, было альпийской горкой. Сейчас здесь чудесно чувствуют себя многочисленные хвойные, выросшие из черенков и забившие нежных альпийцев, которых я так и не полюбила. Есть на этой «горке» и листопадные кустарнички: маленькие спирейки, кизильник Даммера, карликовая березка и видовой барбарис Тунберга, стриженный шариком. Подпорная стенка отделяет входную зону (1-ю комнату) от следующей 2-й комнаты, перепад высот, который мы «преодолеваем» по ступенькам, подчеркивает: это другая комната. Справа ее ограничивает свободная живая изгородь из крупноплодной черной смородины, там же — миксбордер из декоративных деревьев, роз и пионов. А заднюю стенку этой комнаты организует ширма, садовый экран, который закрывают неколючая лиановидная ежевика, два клематиса и плетистая роза. Слева на газоне растет желтолистная бузина, подбитая розовыми розами флорибундой и гипсофилой.
Продолжая идти по дорожке и оставив позади ширму с лианами, попадаем в следующую, третью садовую комнату с баней. Баня построена из того же кирпича, что и дом, и отделана деревом, покрашенным темным пинотексом. Вход на веранду украшает амурский виноград. Он долго набирал силу после посадки, но прошло 10 лет — теперь это мощная роскошная лиана. Между баней и сараем, расположенным в правом верхнем углу участка, построена пергола которая визуально объединяет эти две постройки. Под перголои — мощение и еще одна зона отдыха. Сарай закрыт мощным желтолистным хмелем. После постройки и покраски перголы эти две мощные лианы, хмель и виноград, быстро обвили ее. Перед баней — самое теплое место на участке, розарий, здесь отлично себя чувствуют розы с многочисленными растениями-компаньонами типа гераней, молочаев, лилеиников, клематисов и пр. Раньше перед баней и сараем располагалась стеклянная теплица, которой пришлось пожертвовать в угоду моей страсти к собирательству растений. Теплица была разобрана и отдана в хорошие руки.