Основы художественной композиции

0
633

Под композицией понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Композиционные приемы, с помощью которых достигается эта гармония, неразрывно связаны между собой и едины для всех видов изобразительного искусства. Не обойтись без них и при организации цветников, ведь мастер сада — тот же художник, только работает он не с полотном и красками, а с землей и живыми растениями. Конечно, можно руководствоваться собственной интуицией, но для того, чтобы рационально и гармонично организовать пространство сада, можно ошибиться в выборе растений и их местоположении, правильно скомпоновать их в цветниках, необходимо знать основные законы художественной композиции.

Не стоит забывать, что нюансы восприятия композиционного и цветового решения напрямую зависят от многих факторов: количественного соотношения цвета, насыщенности тона, освещения, фактуры поверхности и пр.

При создании цветников, кроме того необходимо учитывать продолжительность цветения тех или иных растений, их декоративные особенности, привлекательность до и после цветения. Одни растения интересны пару недель, другие в течение всего сезона. Одни засыхают и впадают в состояние покоя, как например, эфемероиды, или теряют форму, разваливаются от ветра и дождя, другие же устойчивы и декоративны с весны до глубокой осени.

Закон подобия, пожалуй, главный принцип, который упорядочивает композицию, так как повторяемость элементов обеспечивает цельность.

Ярко выраженный признак (форму, цвет) желательно повторить несколько раз. Считается, что некий характерный элемент необходимо повторить как минимум три раза, поэтому закон подобия нередко называют правилом триединства, или трехкомпонентности.

Не стоит забывать и о стилистическом соответствии. При оценке любого ландшафтного объекта автоматически включается наша ассоциативная память, которая подсказывает, какие растения должны соответствовать тому или иному климатическому поясу или исторической эпохе. Реализуя свои идеи, мы нередко забываем проанализировать это — и напрасно, ведь даже самые красивые и ухоженные растения в композиции, не соответствующие ей стилистически, будут выглядеть нелепо.

При построении любого цветника не менее важен закон соразмерности (пропорциональности): соподчинённость элементов между собой и каждого в отношении к целому гаран­тирует единство.

Сомасштабность подразумевает сравнимость величин: большое, среднее, малое как звенья одной цепи. Объекты обязательно должны быть сопоставимы по своим габаритам, при этом большое вы ступает как акцент, мелкого (малого) может быть много — это фон, среднее же — связующее звено между ними. Только при наличии в композиции сопоставимых величин можно добиться зрительного равновесия.

Цветочная композиция будет восприниматься более гармонично, если отношение параметров ее элементов будет соответствовать принципу золотого сечения: малое так относится к большему, как большее к целому, или в соотношении: 3:5:8.

Согласно этому правилу совершенной считается группа, в которой композиционный центр смещен относительно геометрического приблизительно на одну треть. Сегодня научно доказано, что все живые организмы на Земле имеют в своем построении правило золотого сечения. Многочисленные эксперименты подтверждают, что на объектах, организованных согласно этому принципу, человеческий глаз отдыхает, а при заметном отклонении от него человек испытывает необъяснимый дискомфорт.

Необходимым условием создания красивой и динамичной композиции является наличие акцента. Акцент — это доминирующий признак, который активно выделяется по форме, размеру, цвету

Когда художественная группа имеет продуманные акценты, но не перенасыщена ими, она звучит более звонко и динамично, а чрезмерное количество контрастов практически всегда вызывает неприятное ощущение диссонанса. Поэтому применительно к дизайну сада нужно помнить, что в одной группе акцентов не может быть много, и чем ярче акцент, тем более спокойным должен быть фон или фактуре. При этом контраст — это прямое противопоставление характерных признаков. Именно благодаря контрасту создается определенное напряжение, а значит настроение, и лучше выявляются оригинальные качества объекта или композиции.

Контраст не должен быть слишком явным, поэтому доминирующим признаком может быть что-то одно: либо форма, либо цвет, либо размер. Если акцентировать одновременно все ярко выраженные свойства, композиция будет выглядеть грубо.

Более художественны и искусны, практически беспроигрышны композиции, в которых главные признаки размера, цвета, фактуры не имеют резких различий. Композиции, построенные на тонких переходах главных признаков, — на цветовых, размерных, фактурных нюансах — проще оставлять, здесь практически невозможно ошибиться.

Пространство композиции упорядочивается группированием мелких элементов в более крупные Фрагменты. Беспорядочное нагромождение подобного — мелких деталей, не объединенных композиционным решением, — создает ощущение беспокойства и хаоса. Поэтому всегда более красиво и цельно, а в результате более гармонично смотрится группа, нежели отдельные элементы, рассыпанные по полю как горох.

При создании композиции из отдельных элементов целесообразно использовать их ритмическое построение. Ритм может быть равномерным, неравномерным, разорванным или вовсе отсутствовать. Именно ритмическое согласование всех частей между собой в конечном итоге и определяет гармонию. Достигается она разумным соотношением элементов ярких, акцентных, создающих напряжение и динамику, и элементов мягких, приглушенных, на которых глаз отдыхает.

В дизайне этот прием называется разрядкой, а гармония целого подразумевает не зеркально отражение элементов, но уравновешенностъ его отдельных частей к примеру, одно крупное растение может быть зрительно уравновешено группой более мелких отстоящих от крупного на некотором расстоянии, но всё же ж настолько далеко, чтобы терялось восприятие цельности композиции. В дизайне такое сбалансированное построение композиции называется правилом треугольника, или сильного плеча.

Глубина перспективы позволяет привлечь внимание к композиционному центру. Применительно к цветникам нужно понимать, что чем более он растянут в пространстве, тем сложнее охватить его взглядом или целиком, а значит, впечатление будет цельным. Такой цветник и обходимо устраивать в некотором отдалении от смотрящего, расстояние от которого должно быть в два раза больше, чем высота самого высокого растения композиции. Отдельные части протяженного цветника следует компоновать как самостоятельные, по подобные группы, чередуемые с определенным ритмом.

Неплохо учитывать и свойства воздушной перспективы, которая особенно очевидна при удалении объекта от глаз смотрящего. Так, на переднем плане отчетливо различимы все нюансы фактуры и цвета, на среднем — мы достаточно хорошо оцениваем форму, объемы, цветовые пятна, а на заднем — воспринимаем все в общих чертах. Подмечено, что яркое выхватывается глазом в первую очередь, голубое, серебристо-серое и синее визуально как бы отступает, светлое кажется легче, но при этом зрительно выступает вперед, а темное — тяжелее, но как бы сжимается.

Наблюдения за особенностями воздушной перспективы приводят к необходимости изучения законов цветовой гармонии.

Восприятие цвета и особенно его светлотных нюансов (оттенков) во многом зависит от размеров (объемов) и фактуры предметов (объектов). Остается добавить игру света и тени, влияние восходящих и заходящих лучей солнца, прямое и отраженное освещение, и становится понятным, почему цвет в растительных формах и в ландшафтном дизайне вообще вос­принимается нами более глубок и более субъективно, чем в предметах неживой природы.

В статье «Монохромные цветники» более подробно рассказывается о влиянии цветовой палитры на наше эмоционально-психическое восприятие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь