Использование воды в качестве декоративного элемента имеет давнюю традицию и органично для сада любого стиля. Без воды немыслимы сады итальянские, французские и английские. А вот как писал о воде в саду китайский философ XVII века Вань Чжэньхэн в своем «Обозрении вещей изысканных»:
«Пруд Пруд в саду лучше делать побольше. Если он достаточно широк, можно соорудить посреди него островок с деревьями или перегородить его насыпью, обсадив деревьями так, чтобы казалось, будто она уходит в даль без конца. Еще можно обложить берега пруда узорными камнями и окружить дорожками с перилами, выкрашенными красным лаком.
У берега пруда следует высаживать иву, но нельзя сажать там персики или абрикосы. Хорошо, если в пруду будут плавать гуси или утки — тогда в пейзаже будет больше жизни. Если пруд велик, посреди него можно сделать островок с беседкой, и тогда пейзаж будет точь-в-точь как нарисованный на картине. Нельзя ставить на берегу пруда бамбуковые шалаши, разбивать цветники или высаживать так много лотосов, чтобы их листья закрывали воду».
Устроитель натуральных российских садов А.Т. Болотов считал, что водоемы — душа садов. Он писал: «… Где не было воды ни капли, да казалось, что и быть ей тут не можно, потекли из чистейшей воды ручейки, производящие инде течением своим по камушкам приятное журчание, а в иных местах, упадая с возвышенного каменистого берега и составляя натуральные водопады, приятный шумок; соединяясь же в разных местах, составляли приятные водоемы и прудки, имеющие образ не столько прудов, сколько рек разной величины с каменистыми островками, усаженными кустарниками и деревцами и имеющими одни берега, испещренные луговыми цветами, а другие каменистыми возвышенными осыпями с приятными бугорками, с навислыми на воду с них деревьями и кусточками, коих виды, изображаясь в воде, как в зеркале, производили сугубое для глаз удовольствие».
Проектируя Богородицкий пруд, он тщательно продумывает береговую линию пруда, дорожку, идущую вдоль него, береговую растительность, отражения в пруду, даже звуковые эффекты падающей воды.
А вот, например, как писал о воде спустя век К. Епанчин («Ландшафтный сад», 1891 г.):
«Где нет проточной воды, там делают искусственные водоемы — пруды и озера. При их устройстве следует строго подражать природе, чтобы придать им естественность и изящную простоту. Берега пруда должны быть пологи и иметь красивые очертания. Размеры пруда должны быть в соответствии с размером сада».
Вода в саду может выступать в двух качествах — стоячая, создающая атмосферу расслабленности, спокойствия, образующая горизонтальную поверхность, прекрасно контрастирующая с находящимися рядом растениями, особенно с плакучими, «вертикальными» ветвями; либо движущаяся, журчащая, может быть даже пенящаяся, это ручьи, водопады, фонтаны. Приятная для глаза и слуха, проточная вода оживляет весь сад. Конечно, для того, чтобы услышать ее журчание, кроме организации русла и перепада высот, потребуется проведение дополнительных работ по подведению электричества.