Хотя вода и является важнейшим элементом жизнеобеспечения, ее избыток становится серьезной проблемой для нормальной жизни, как в приусадебном (сельском) хозяйстве, так и в промышленной сфере. Низменные участки земли, наличие близко залегающих грунтовых вод, водоемов и т. п. способствуют перенасыщению территории влагой. Это приводит ко многим нежелательным последствиям, таким как: уничтожение садовых культур, повреждение деревянных построек, интенсивная коррозия металлоконструкций, ухудшение бытовых условий и т. д.
Для того чтобы осушать влажные участки, прибегают к искусственным системам водоотведения, в частности, к поверхностному и глубинному дренажу. Задача глубинного дренажа состоит в понижении уровня грунтовой влаги и отведении ее с данной территории. Такая система подразумевает устройство дренажного тоннеля.
Так, дренажные тоннели необходимы в том случае, если одни лишь дренажные трубы не в состоянии обеспечить отведение излишка влаги с участка. Кроме того, тоннель служит также для фильтрации поступающей в него воды. В настоящее время разработаны различные модели дренажно-тоннельных систем, которые эффективно используются в индивидуальном строительстве, так и на предприятиях. Тоннели могут иметь от одного до нескольких модулей, легко соединяемых между собой.
Такая конструкция легко монтируется и способна выдерживать нагрузку до 3-3,5 тонн/ м². По сравнению с гравием тоннель способен вместить втрое больше воды, заменяя при этом несколько центнеров щебня и 30 метров трубы. Монтаж всей системы осуществляется в самые короткие сроки и без применения специальной строительной техники.
Дренажные тоннели являются хорошей альтернативой поглотительным колодцам и полям фильтрации, значительно превосходя последние по способности удалять избыток влаги, а также по сроку службы. При регулярном обслуживании такие системы могут прослужить от 20 до 40 лет и более. Материал, из которого изготовлены дренажные конструкции, не подвержен гниению, коррозии и агрессивному воздействию химических элементов, присутствующих в почве.
Глубина пролегания тоннеля в местах, где возможно передвижение автомобильного транспорта, должна составлять не менее 0,5 м, в пешеходной зоне – не менее 0,25 м. Это требование должно выполняться неукоснительно, чтобы не допустить аварии или опасной ситуации.