Средневековые сады

0
683

Сады средневековьяСредневековые сады Западной Европы были совсем иные. Они представляли собой небольшие сады для разведения плодовых и лекарственных растений в замках и монастырях: регулярные сады квадратной или прямоугольной формы с двумя пересекающимися, перпендикулярными друг другу дорожками, образующими крест, в точке их пересечения располагался колодец или большое плодовое дерево. Крест, образуемый дорожками, должен был напоминать о мучениях Христа.

Кухонный сад не должен представлять собой унылые заросли овощей, но должен иметь свои стриженые аллеи, обсаженные лавандой или розами, колодец и фонтан, и даже беседки, затянутые растительностью, или решетчатые башенки, как в саду удовольствий».

С наступлением эпохи Возрождения оформление садов стало меняться. Изменилась идеология, сад должен был приносить максимальное удовольствие. Прекрасный пример тому — сад в Вияндри во Франции, доказывающий, что овощи и фрукты могут быть украшением сада.

Сады средневековья эпохи Возрождения расположены на террасах, вписаны в окружающее пространство, украшены лестницами, скульптурами, многочисленными водными устройствами. Человек украшал природу, доставляя себе душевное удовольствие.

Новое видение природы и мира трансформировало и сады. На смену небольшим садам эпохи Возрождения пришли огромные барочные сады (слово «барокко» с итальянского языка переводится как «странный», «причудливый»). Такие сады требовали крутого рельефа, дворец — на вершине холма, сады со скульптурами — на террасах. Назначение садов стиля барокко — поражать и забавлять. Использовались водные «шутихи», «обманки» (живописные полотна, на которых были нарисованы деревни, дальние перспективы и др.), их располагали на границе сада, маскируя в зелени.

В садах барокко — крупные массивы растительности, водные каскады, ущелья. Им противостоит изящный кружевной «цивилизованный» партер.

Символом классицизма можно считать Андре Ленотра вершина его творчества — Версаль — эталон классического французского регулярного парка. Горизонтальная композиция уходит в бесконечность, территория парка грандиозна. Человек, попадая в Версаль, не может взглядом охватить композицию, этого и добивался Ленотр. Он создавал резиденцию Короля-Солнце. Здесь все подчинено разуму и королю: цветы собраны в композиции, деревья в стриженые массивы, частное подчинено общему, все подчиняет себе центр — дворец Людовика XIV. Всевластно солнце — безгранична власть короля — безграничен версальский парк Король так полюбил свои Версаль, что сам показывал его гостям, даже сам наметил маршрут прогулки и написал путеводитель «Как показывать сады Версаля» (1702-1704). В XVII веке Версаль стал эталоном роскоши и вкуса, классицизм начал свое триумфальное шествие по миру.

Родиной классицизма стала Франция. Классицизм можно считать стремлением победить необузданность мира. Главной целью знания и науки было провозглашено господство человека над природой. Художники классицизма видели природу разумно устроенным механизмом, в основе которого симметрия, ритм, гармо ния, равновесие.

Но постепенно в моду стали входить пейзажные парки. Регулярный парк, прошедший в Европе тысячелетний путь развития, не сдался без боя. Пришедший с Востока пейзажный парк имел и сторонников, и не менее горячих противников. Хотя именно Англия считается родоначальницей пейзажного стиля (пейзажный сад и называется английским), как раз там борьба была особенно острой. Моделью пейзажного сада стала идеализированная природа с лесом, полянами, водоемами, статуями. Границы участка обозначались скрытым рвом или изгородью, которые не пропускали в сад диких или домашних животных, но не портили вид из дома. В отличие от сада регулярного, где человек природу «строил», в саду пейзажном, английском он пытался стать частью этой природы, слиться с ней. Чтобы полюбоваться английскими парками необязательно ехать в Англию, прекрасные примеры таких парков — Павловск в России и Софиевка в Украине.

Если регулярные парки критиковались за обособленность от внешнего пространства, за несвойственную природе прямолинейность, искусственность, то пейзажные сады средневековья ругали за слепое копирование природы, отсутствие искусства, чрезмерное слияние с природой.

Окончательно пейзажный стиль сформировал Уильям Кент. Он отказался от прямых аллей, в саду прокладывалась сеть живописных дорожек. Созданные им прекрасные пейзажи производили впечатление естественности. В пейзажные парки часто включались китайские павильоны, пагоды, горбатые мостики, беседки. А цветы постепенно исчезли из садов. Сразу за стенами дома начиналась дикая природа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь