Японский сад

0
739

Высокой культурой создания живописных пейзажных садов обладает Япония. Сейчас японские сады популярны во всем мире. Они таят особое очарование, несмотря на кажущуюся статичность, наполняют посетителя красотой, побуждают к размышлениям и глубоким переживаниям. Не зря во многих странах мира есть Общества любителей японских садов, несколько лет подряд международные конференции этих обществ проводятся в Литве.

 

Первые упоминания о японских садах относятся к 74 г. н. э. Основополагающие идеи японских садов были вывезены из Китая. Японские сады создавались как неотъемлемая часть архитектурных ансамблей, любоваться ими можно было из дома, сдвинув стенные панели. В садах ценили раноцветущие растения, для осеннего цветения использовали хризантемы, особой популярностью пользовались рододендроны. Ценили вечнозеленые и хвойные растения. 

Создание садов считалось уделом образованных и утонченных людей, им занимались аристократы. Уже в XI веке в Японии было издано руководство по садовым ландшафтам. В качестве модели сада использовалась сама природа: если вы хотите что-то сделать в своем саду, посмотрите сначала, как это выглядит в природе, постарайтесь понять, как это полу­чилось. Потом вернитесь в сад и постарайтесь воссоздать то, что вы увидели и поняли. Постарайтесь изучить доступные вам образцы мастеров прошлого.

На культуру Японии большое влияние оказал дзен-буддизм. В дзенских храмах и монастырях устраивались сады с «сухим» пейзажем. Самый известный из них — это сад камней в храме Реандзи в Киото, созданный в 1499 г., до сих пор это место паломничества туристов, объект мирового наследия. Японские сады не только радуют глаз, они служили и служат пищей для ума и чувств.

О противопоставлении в европейской ландшафтной архитектуре стиля английского, пейзажного и стиля французского, барочного, регулярного написано много. Теперь, пожалуй, никто не увидит в подстриженном деревце «невольника с золотой цепью» (Карамзин), победу разума над природой или символ абсолютной монархии, скорее мы полюбуемся строгой геометрией кроны и изысканным узором партера, который это деревце украшает. Облетела идеологическая шелуха, мы можем применять в своих садах элементы обоих стилей, стараясь так воздействовать на «принадлежащую» нам природу, чтобы превратить ее в прекрасный сад, в произведение садового искусства.