Сад был создан раньше, чем дом. По крайней мере, так утверждают легенды. Ведь Бог сначала создал Эдем, райский сад. Потом Адам и Ева покинули рай, спустились на землю и построили первый дом. А рядом с домом устроили сад – в память о том, небесном.
Трудно судить, как ландшафтный дизайн садов древности соответствовал архитектурным сооружениям, ведь ни тех, ни других почти не осталось. Читая клинописные таблички, ученые установили, что легендарный Гильгамеш, царь Урука в Шумере (XXVIII век до н.э.) гордился своими садами.
В Ассирии специально подводили по каналам воду для орошения садов, а висячие сады Вавилона вообще считались чудом света.
Самые первые изображения садов сохранились на египетских фресках. 265 видов растений нарисовано на стенах храма в Карнаке. Египтяне оставляли в гробницах маленькие «модельки» садиков в ящичках. Садовый дизайн древних греков был естественным и прекрасным, как будто сады росли сами по себе, и так же естественно смотрелись среди них колоннады храмов. Среди садов гуляли поэты и философы – школа Платона и лицей Аристотеля находились в саду, школа Эпикура так и называлась: «Сад Эпикура».
Ландшафтный дизайн римских садов потерял простоту и естественность греческих – зато стал наряднее, богаче, что соответствовало и более богатой римской архитектуре. Такие сады украшали искусственные гроты и бассейны.
В Средние века сады «спрятались» за высокими оградами. Они были слишком радостны для суровых доктрин католицизма. Непонятно почему – ведь сам Бог создал Эдем. Карл Великий даже издал список 89 растений, которые можно выращивать в пределах империи. А остальное – нельзя!
Ландшафтный дизайн садов Средневековья – это маленькие квадратные участки, огороженные стеной. Там растут цветы и травы, а в богатых домах есть бассейн. Такие сады, казалось бы, не сочетаются с устремленной в небо готикой, царящей в те времена. Но все имеет одну основу. Пусть главенствуют храмы, устремленные в небо, а сады имеют слишком земной вид, поэтому должны быть скрыты. Некоторые священники считали, что нюхать цветы – это грех, потому что сладостные ароматы навевают неподобающие мысли. Зато в эпоху Возрождения сады «вышли из подполья» (знаменитая вилла д’Эсте в Тиволи, вилла Ланте, вилла Джулия в Риме и другие).
Лабиринты из кустарников, фонтаны, нарядные беседки – все это очень подходило к радостной архитектуре Возрождения. Сады барокко немного похожи на сады Возрождения. Они более причудливы и нарядны и называются «итальянскими садами» (вилла Фраскати, Мондрагоне, Боболи). Но не барокко дало миру самые знаменитые и роскошные сады, а классицизм, стиль королей и царей.
«Французский сад», образцом которого был Версаль, начал победное шествие по миру в XVII веке. Строгие линии аллей, геометрия дорожек, вертикали фонтанов и горизонтали бордюров, пышность узорчатых цветников покорили и Европу, и Китай.