Что же сейчас привлекает нас в регулярных садах? Образ порядка, аккуратность, элегантность симметричного рисунка. Что можно сказать еще? Регулярный сад — парадный, ухоженный, эффектный, декоративный.
Что труднее создать: партер или миксбордер? А что труднее написать, натюрморт или пейзаж? Кто ответит на этот вопрос? Сложно ли ухаживать за регулярным садом? Пожалуй, ненамного сложнее, чем за садом ландшафтной планировки или природным, хотя методы работы у садовников будут разные. Да, в регулярном саду нужно стричь живые изгороди и деревья, ухаживать за однолетниками, выпалывать сорняки. Но если не ухаживать за миксбордером, он тоже перестанет производить то впечатление, ради которого создавался.
А элегантная небрежность сада в природном стиле, ощущение «дикости», запущенности — это только иллюзия, такой сад требует особого, но тоже тщательного ухода. Никакой сад не может сам о себе заботиться.
Нельзя не восхищаться дворцами, фонтанами, сложным узором партеров Петергофа. Великолепен Оранжерейный сад. Теперь его назвали бы декоративным огородом, там, где сейчас на грядках высажены красные розы, раньше росли овощи. Использование в саду душистых цветов и трав — одна из древнерусских садовых традиций, близкая Петру. В садах петровской эпохи выращивали мяту, ромашку, мелиссу, шалфеи, иссоп, майоран базилик. Оранжерея предназначалась для содержания нежных иноземных растений в холодное время года, и сейчас здесь сохраняют зимой теплолюбивые кадочные растения (стриженый самшит, а раньше также померанцевые и лавровые деревца), которые летом выставляют на воздух.
Каковы же атрибуты регулярного стиля? Это высокие и низкие живые изгороди, симметрично расположенные вазоны или садовые скульптуры, стриженые кустарники и деревья, штамбовые растения (розы), статуи, кадочные растения. Вы считаете, что статуя слишком помпезна для вашего сада? Замените ее птичьей поилкой на ножке, солнечными часами, современной скульптурой или просто геометрической
Розарий регулярного стиля в саду Багатель (Париж) формой (шаром, кубом). Для малых садов скульптура должна быть пропорциональна площади садика. Главное — умеренность, лучше одно стильное украшение, чем множество мелких, и, пожалуйста, никаких гномов. В английских современных партерах в фигурах, ограниченных низенькими живыми изгородями, растут нестриженые, «лохматые» растения, которые «выплескиваются» из предназначенных для них площадей.
Классическим приемом в барочных садах было понижение уровня, партеры, расположенные в углублении, «утопленные» сады. Перепад высоты составлял 30-50 см, причем чем меньше садик, тем меньше глубина перепада. «Утопленный» сад может быть композиционным центром и современного сада, здесь можно расположить и водоем, и зону отдыха.
Партеры обрамлялись высокой, двухметровой живой изгородью. В Петербурге и Москве невозможна тиссовая или самшитовая живая изгородь такой высоты. Роль французского самшита в России играла липа, «липовый шпалерник». Из чего сегодня сделаны «зеленые стены» в Петергофе? Липа, кизильник блестящий, барбарис, спирея, акация.
Кстати, небольшие регулярные сады были в большинстве русских усадеб. Центром усадьбы всегда был дом, к нему примыкал регулярный французский партер (парадная часть), который переходил в английский, пейзажный парк. Ну а за парком следовали поля и леса.
Элементы регулярного стиля опять в моде. Вряд ли вы сможете (да и захотите ли?) воссоздать Петергоф или Версаль у своего порога, но регулярный стиль может быть применен в саду любого размера, его элементы будут уместны в любом саду. Элементы регулярного стиля можно увидеть на любой выставке садов, были они представлены и на выставках садового дизайна в Шомонсюр-Луар-2005 (Франция) и в Челси-2004 (Англия).
Говоря о русских садах, нельзя не вспомнить Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833), одного из первых агрономов и садо-устроителей России, всесторонне одаренного и невероятно работоспособного человека. Опираясь на опыт проектирования Богородицкого парка и родовой усадьбы Дворяниново, а также изучение трудов иностранных авторов и, особенно, К. Гиршфельда, переведенных им на русский язык, он разработал свой оригинальный взгляд на садовое строительство в России. Болотов сочетал в саду художественные и утилитарные требования.
Болотов предлагает использовать местные породы деревьев и кустарников (хвойные, березы, ивы, ольха) — морозостойкие, жизнеспособные, красивые не только летом, но и зимой. Главное искусство — подражать природе, объединяя естественные краски. «…Сама натура и натуральное положение и состояние каждого места его (хозяина) по всем надоумить может». Около дома и при подъезде к нему он использовал регулярные элементы. Для сада же важно не столько знание геометрии, сколько умение видеть красоту, «естественным красотам придавать еще более пригожества и приятности».